Почему до сих пор не национализирован рынок «Седьмой километр», владельцы которого спонсируют оккупантов?
В связи с обысками в оплоте русского влияния в Украине – Киево-Печерской Лавре – хочется коснуться менее громкого и уже забытого дела, тем не менее также касающегося национальной безопасности Украины и российского влияния в нашей стране.
Речь пойдет не о религии, а о торговле. И о финансировании так называемой «ЛНР», в котором замешан знаменитый рынок «Седьмой километр» и не менее знаменитый соратник Януковича Юрий Иванющенко, более известный под именем Юра Енакиевский.
Дело давнее, датируется еще 2014 годом, но, причины вспомнить его есть. Первая – это, конечно, война с Россией, которая из квазиформы под видом «Л/ДНР» перешла в полномасштабную фазу.
И – вторая, она связана с первой, но только разжигает любопытство. Дело в том, что историю с перечислением в «ЛНР» 23,5 миллионов гривен (на тот момент это было почти два миллиона долларов) активно вычищают из Сети. И ссылаются при этом на решение Дарницкого районного суда города Киева от 3 ноября 2015 года:
«Дарницкий районный суд города Киева 3 ноября 2015 года признал не соответствующим действительности и таким, который порочит деловую репутацию ООО “Промтоварный рынок” весь материал, касающийся крупнейшего рынка Европы “7-й километр” (ООО “Промтоварный рынок” – предприятие-владелец рынка “7 километр”) опубликованный изданием “Цензор” и его главным редактором и владельцем Юрием Бутусовым. – рынок “7 километр” якобы осуществляет сделки, связанные с финансированием террористов “ЛНР”. – Речь идет о выводе “7 километром” 23,5 млн. грн.».
Но после решения суда и удаления указанного материала владельцы рынка не успокоились и продолжают тщательно подчищать все упоминания о своей причастности к финансированию русских террористов. На фоне ликвидации ООО «Промтоварный рынок» это наводит на размышления и выглядит крайне странным. И в связи с тем, что СБУ наконец-то активизировалась и взялась расчищать «авгиевы конюшни» агентуры России в нашей стране, дает пищу для размышлений.
Здесь придется погрузится в историю вопроса. В 2014 в «Цензор.Нет» разместил материал, в котором публиковались документы, подтверждающие факт перечисления владельцами рынка 23,5 миллиона гривен в «Луганскую народную республику»:
Так, согласно договору между директором рынка Василием Мозгальским и Луганской угольно-обогатительной компанией, рынок «7 километр» перевел на счета компании в «ЛНР» 23,5 млн. грн.
Данные документы появились в открытом доступе после того, как его «слили» неназываемые источники в СБУ и прокуратуре в ответ на приказ высшего руководства дело замять. Дело замяли, а информацию на «Цензоре» Дарницкий суд признал «несоответствующей действительности». Чем руководствовался суд – тоже большой вопрос. Но, как известно, судебная система Украины весьма часто выносит необъяснимые решения.
Однако у Юрия Иванющенко, совладельца рынка, и еще у одного из учредителей рынка от лица Енакиевского, Бориса Мельничука, который неоднократно обвинялся в СМИ в финансировании конфликта на востоке страны, случился прокол.
Потому что суд опроверг статью в «Цензор.Нет», но оставил не опровергнутыми слова еще одного совладельца рынка, Дениса Волошина, который отказался уступать свою долю Юрию Иванющенко и тоже обвинил последнего в финансировании «республик Донбасса».
Материал под названием «Как владельцы 7 километра “подарили” рынок Юре Енакиевскому» до сих пор находится в открытом доступе, никто его не опровергал, как и слова Волошина:
Кому, как не совладельцу, знать истинное положение вещей? Из слов Волошина и последующих событий следует несколько весьма неприятных выводов. Первый – вывод денег в «ЛНР» таки производился. Второй – одним разом и одной «ЛНР» это не ограничилось, финансировались молодые джамахирии регулярно. И третий – наиболее неприятный – никто ничего финансистам не сделал.
В 2016 году Генпрокуратура сообщила о подозрении Иванющенко и его бизнес-партнеру Ивану Аврамову в уголовном производстве по факту завладения частью в уставном фонде ООО «Промрынок» и нанесения убытков бывшим владельцам этого предприятия. О спонсировании террористов речь не шла. Видимо, не зря так оперативно было принято решение Дарницким судом о «клевете». А, может, сыграли другие факторы. А мае 2019 года прокуратура Одесской области закрыла уголовное производство, в котором фигурировал экс-нардеп «Партии Регионов» Юрий Иванющенко.
Однако какие-то процессы внутри совладельцев рынка все же явно происходили. И связаны они явно были с угрозой собственности – общественность тогда настаивала на конфискации активов совладельцев ООО «Промрынок», который на тот момент владел «Седьмым километром», причастных к финансированию недореспублик. Речь шла, по крайней мере, об Юрии Иванющенко (точнее – его сыне, Арсене, на оффшор которого Parroks Corporation Limited была «безвозмездно» передана доля в 25%) и Борисе Мельничуке, который владел 25% рынка.
Потому что ООО «Промрынок», которое попало в скандал с финансированием «ЛНР» и «ДНР», начало срочно ликвидироваться. По состоянию на 22 ноября 2022 года оно находится в стадии ликвидации:
Впрочем, процедура ликвидации произведена хитрым способом – «путем присоединения». Попросту говоря, владельцы «Седьмого километра» трансформировали юридическое лицо, владевшее рынком (ООО «Промрынок») в другое, по пути сбросив с себя причастность к финансированию терроризма. Сейчас «Седьмым километром» владеет Общество с дополнительной ответственностью «Седьмой километр»:
Что характерно – его директором числится все тот же Мозгальский, подписавший документ о перечислении в «ЛНР» 23,5 миллиона гривен.
А вот состав бенефициаров несколько изменился. Куда-то подевался оффшор Parroks Corporation Limited, за которым стоял Иванющенко. Снизились доли Мельничуков и кардинально изменилась доля неких Микаилидоу Кристины (Кипр) и Ван Геерден Уиллем Шалка (ЮАР):
Кто кроется за этими подставными бенефициарами – точно неизвестно. На то и существуют оффшоры. Но в сентябре 2021 года пришло сообщение, что новым владельцем рынка стал не менее известный, чем Юрий Иванющенко, человек. Им оказался одесский бизнесмен Владимир Галантерник, который заявил, что владеет 50% рынка. Остальное, по его словам, «принадлежит партнерам», имена которых Галантерник не раскрывает. И докопаться до них с той долей вероятности, которая позволяет озвучивать фамилии, не удалось.
Если предположить, что Галантерник скрывается за киприоткой и южноафриканцем, то их совокупная доля составляет 70,5% в ОДО «Седьмой километр». Таким образом, получается, что на неназванных «партнеров» Галантерника приходится доля в 20,5% рынка. Есть ли среди них Юрий Иванющенко, которому ранее принадлежало 25% – можно только гадать.
Но с уверенностью можно сказать – вся эта сложная юридическая чехарда была задумана для того, чтобы вывести доли людей, спонсирующих сепаратистов и русских террористов, из-под удара. Однако, вне зависимости от того, если ли эти люди сейчас в числе владельцев рынка «Седьмой километр» или нет, вопрос остается открытым – кто мешал исследовать потоки денег, которые шли с рынка в квазиреспублики, и конфисковать доли у владельцев, которые принимали решение о перечислении этих денег?
И второй вопрос, уже более актуальный в связи с активной фазой войны. Если СБУ не побоялось тронуть такую сложную вещь, как УПЦ МП, то что мешает трогать бенефициаров пусть и огромного, но все же всего лишь рынка «Седьмой километр»? Или опять «не на часі»?
АНТИКОР