Павел Барбул – подсудимый из «Спецтехноэкспорта» с помощью закрытого уголовного дела «глушит» СМИ
Павел Барбул прячет концы в воду крайне неординарным способом.
Бывший руководитель госкомпании «Спецтехноэкспорт» Павел Барбул (на фото слева), ныне пребывающий под судом по обвинению в хищениях на вверенном ему предприятии, пытается заблокировать работу ряда СМИ, прикрываясь скандальным решением Печерского районного суда Киева. Ряд общеукраинских интернет-провайдеров и мобильных операторов закрыли доступ пользователей к средствам массовой информации, среди которых оказалось информационное издание «Апостроф», а также ряд других медиа.
Напомним, что Павел Барбул проходит в качестве обвиняемого в уголовном производстве №52017000000000889, которое вело Национальное аникоррупционное бюро (в январе дело ушло на рассмотрение в суд).
Как пишет «Слово и дело», детективы НАБУ установили, что в 2009 году по инициативе руководства «Спецтехноэкспорта» госпредприятие заключило с иностранной компанией Global Marketing SPLTD соглашение по сопровождению одного из внешнеэкономических контрактов. По этому контракту «Спецтехноэкспорт» должен был поставить военную продукцию, произведенную госпредприятием «Завод 410 ГА», для Министерства обороны Индии (Штаба Военно-воздушных сил). Посредничество нерезидента должно было обеспечить заключение и последующее выполнение внешне-экономического контракта, за что «Спецтехноэкспорт» заплатил $2,22 млн. Однако детективы НАБУ установили, что Global Marketing SPLTD заявленные услуги не предоставлял, хотя между «Спецтехноэкспортом» и иностранной фирмой были подписаны акты о выполнении работ. На основе указанных актов «Спецтехноэкспорт» перечислил $2,2 млн на счет Global Marketing SPLTD в банке Noor Islamic Bank в ОАЭ. Таким образом, госпредприятию нанесли ущерб на указанную сумму. (Подробнее об этом и не только криминальных эпизодах можно почитать, например, тут).
В процессе досудебного расследования по этому эпизоду Павел Барбул чуть не нарвался на ещё одно уголовное дело. Согласно информации из решения Высшего антикоррупционного суда от 29 декабря 2019 года, детективы НАБУ утверждали, что Барбул пытался осуществить незаконное влияние на процесс досудебного расследования по делу «Спецтехноэкспорта», в том числе путем предоставления неправомерной выгоды. Кроме того, он якобы оплачивал услуги неких представителей СМИ «в том числе с целью безосновательной публичной дискредитации НАБУ в лице детективов, которые расследуют дело».
Очевидно, сочтя «троллинг» фейковыми жалобами на нарушение авторских прав недостаточно эффективным, фигурант уголовного дела Павел Барбул пробует «почистить» интернет от своего уголовного шлейфа руками Национальной полиции. С 4 декабря прошлого года Печерское управление ГУНПУ в Киеве расследует уголовное производство № 12020100060003326, открытое по заявлению Павла Барбула о якобы совершении относительно него преступления, предусмотренного ч.2 ст.182 Уголовного Кодекса. Заявитель обвинил более двух десятков журналистов и владельцев интернет-изданий в нарушении неприкосновенности его частной жизни, нанесшем существенный вред охраняемым законом правам. Павел Барбул утверждает, что медийщики совершили преступление, якобы осуществляя незаконный сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о Барбуле без согласия Барбула.
Интернет-издание «Апостроф» пишет, что 18 февраля судья Печерского районного суда Татьяна Ильева приняла решение по иску Павла Барбула, по которому наложила арест на имущественные права интеллектуальной собственности доменных имен 12 изданий, среди которых оказались в том числе CRiME и Grom. Суд постановил блокировать их работу всем интернет-провайдерам и мобильным операторам на территории Украины.
Как сказано в судебном решении, выносилось оно в рамках упомянутого выше уголовного производства № 12020100060003326, открытом по, мягко говоря, плутовскому заявлению Павла Барбула в полицию.
Однако ещё 10 марта старший следователь Печерского управления полиции Василий Поплавский отметил безосновательность претензий Павла Барбула, который назвал опубликованную информацию «конфиденциальной». Следователь не смог разглядеть состав преступления там, где его нет, и принял решение о закрытии уголовного дела.
Что интересно: в решении суда сказано, что фигуранты могут его обжаловать в пятидневный срок. Однако, к примеру, редакции CRiME и Grom. не были извещены о его принятии в установленном законом порядке.
Тем не менее, 24 марта, несмотря на закрытие уголовного производства, мобильный оператор «Лайфселл», а также интернет-провайдеры Triolan и «Информационные технологии» заблокировали доступ читателей к «Апострофу» и другим изданиям, закрыв к ним доступ пользователей Интернет на всей территории Украины.
«Судебное решение о блокировке сайтов по отмашке бывшего чиновника – это вопиющий прецедент, не имеющий ничего общего с соблюдением принципов свободы слова. Если так пойдет и дальше, то любое СМИ в нашей стране может быть закрыто по щелчку пальца, на том лишь основании, что его публикации не понравились людям с влиянием», – завил главный редактор интернет-издания «Апостроф» Денис Попович.