Потери врага – Россия установила рекорд в мае 2024 за все время войны
В мае 2024 года командование РОВ предприняло дерзкую и недостаточно подготовленную рейдовую операцию в Харьковской области. При этом на остальных участках фронта степень давления и интенсивности боев россияне не снижали, а даже наращивали – особенно на Покровском и Краматорском направлениях. Это привело к резкому росту потерь оккупационных войск и установлению целого ряда абсолютных рекордов.
Подробнее об этом – в материале совместного проекта OBOZ.UA и группы “Информационное сопротивление”.
Потери личного состава
В мае российские оккупационные войска потеряли рекордное количество людей – 38 940. Это абсолютный рекордный показатель потерь личного состава РОВ за все время с начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года.
Ранее рекордный показатель был зафиксирован в декабре 2023 г. (в самый разгар наступления на г. Авдеевка Донецкой области) – 29 970, а также в феврале 2024 г. – 28 450 (в период завершающей фазы боев за Авдеевку).
Майский абсолютный рекорд обусловлен тем, что к двум эпицентрам столкновений – Часов Яр и Покровское направление (северо-запад Авдеевки) – добавилась харьковская мясорубка. Она настолько перемолола российскую группировку, что без сколько-нибудь существенных результатов рейда оккупанты очень быстро взяли оперативную паузу для пополнения ресурсов.
В целом прогнозируемый мною в декабре 2023 года план стратегии Сил обороны Украины ведения боевых действий на 2024 г. продолжает осуществляться, а именно – преимущественно оборона с истощением врага высокими потерями. В мае эта фаза войны на истощение себя проявила наиярчайшим образом, но отмечу – это еще не предел.
Потери танков
В мае РОВ потеряли 428 танков – это второй результат потерь за весь период полномасштабной войны. Стоит отметить, что у военно-промышленного комплекса РФ есть возможность в среднем в месяц отправлять в зону боевых действий 350-400 основных боевых танков. Это преимущественно восстановленные и по возможности модернизированные после хранения танки, а также поврежденные в боях и прошедшие после этого ремонт. Крайне, крайне незначительная часть отправляемых в зону БД танков – произведенные с нуля, в основном это Т-90.
Фактически в мае потери ОБТ у российских оккупационных войск превысили возможности их ВПК компенсировать утраты, не говоря уже о накоплении.
Потери боевых бронированных машин
Потери ББМ в мае составили 880 единиц – и это тоже второй показатель потерь за весь период полномасштабной войны.
Рекордное количество потерь у российских оккупационных войск было зафиксировано в самом начале вторжения, в марте 2022 года, – 889 ББМ. Как видите, разница не велика и практически сравнима со статистической ошибкой. Поэтому я даже не исключаю того, что по ББМ также был установлен рекорд – просто недоглядели несколько единиц.
Важно понимать и то, что на третий год войны у РОВ возникли серьезные проблемы с обеспечением войск пропорциональным, соответствующим штатной комплектации подразделений количеством ББМ, из-за чего в большинстве случаев их заменяют небронированным автотранспортом, что также приводит к росту потерь личного состава.
Потери ствольной артиллерии
В мае у РОВ был зафиксирован рекордный показатель потерь ствольной артиллерии – 1 160. Это абсолютный рекорд за весь период полномасштабной войны, и причиной тому стало пополнение боекомплекта Сил обороны Украины артиллерийскими боеприпасами и возобновление контрбатарейной борьбы.
Тем не менее отмечу, что мы еще не получаем в полной мере обещанные объемы артиллерийских боеприпасов и артсистем, поэтому настоящая мясорубка российских оккупантов ждет еще впереди.
Потери РСЗО
Показатель уничтоженных реактивных систем залпового огня за май у оккупантов составил – 35.
Настолько низкий показатель держится с декабря 2023 года и обусловлен тем, что РСЗО из-за их небольшого количества в войсках в сравнении со ствольной артиллерией стараются держать на предельном отдалении от линии боестолкновения, что и осложняет уничтожение этой компоненты.
За май российские оккупанты потеряли 35 систем противовоздушной обороны. Это также уже среднестатистический показатель потерь в данной компоненте, и обусловлен он стабильным и рутинным процессом охоты и ликвидации систем ПВО.
Но в мае Силы обороны Украины активизировали охоту за дорогими комплексами большого радиуса действия ЗРС С-400, и в течение месяца было уничтожено несколько дивизионов этих комплексов с приданными к ним РЛС разных типов.
Охота на российскую ПВО продолжается успешно!
Потери авиации
Давно не было этой категории в моих ежемесячных обзорах потерь, и вот она возвращается. И на то есть причина, ведь в течение мая было сбито 9 российских боевых самолетов. Именно сбито, поскольку также в прошлом месяце фиксировалось уничтожение на аэродромах, где базируются ВКС РФ, энного количества авиатехники. Например, только на аэродроме “Бельбек” были верифицированы потери как минимум двух МиГ-31БМ и по одному МиГ-29 и Су-27.
Если же говорить о сбитых самолетах, то это были преимущественно штурмовики Су-25, что выводит такой показатель уничтожения штурмовой авиации РОВ на уровень октября 2023 года.
Потери автотранспорта
В мае у оккупантов был зафиксирован очередной рекорд уничтожения автомобильного транспорта – 1 831!
Предыдущие рекорды, как ни странно, также фиксировались в 2024 году: в марте – 1 546 единиц, а в апреле второй результат – 1 423.
Настолько высокий показатель уничтожения автомобильной техники обусловлен тем, что небронированный транспорт гражданского типа становится штатной комплектацией российских подразделений из-за острого, даже критического дефицита и нехватки бронеавтомобилей.
Не нужно быть прорицателем, чтобы констатировать для РОВ крайне негативную в этом плане тенденцию, увеличивающую взаимосвязанные с данной компонентой потери личного состава.
Потери спецтехники
По потерям спецтехники российские оккупационные войска в мае также заняли вторую позицию с показателем – 201.
Фактически с начала 2024 года потери в этой категории у РОВ сохраняют высокие показатели с рекордом, установленным в марте, – 215 единиц.
Такие потери обусловлены возросшей необходимостью эвакуации поврежденной техники с линии боестолкновения для последующего ремонта, в результате чего она оказывается под ударом. В ряде случаев используется техника, малопригодная для тех функций, которые на нее возлагают.
Выводы
В мае было зафиксировано сразу несколько абсолютных рекордов по потерям РОВ. Причем самым громким стал рекорд потерь личного состава.
В условиях, когда мобилизационная система в России в среднем в месяц поставляет в зону боевых действий до 30 тысяч новых оккупантов, потери в 38 940 создают серьезный провал в этой сбалансированной системе компенсации и даже наращивания сил.
В прошлом обзоре, за апрель, я писал следующее: “Очевидно, что, пока не произойдет насыщения линии фронта поступающей помощью от США и Европы, говорить о росте и интенсивности уничтожения противника не приходится, но этот процесс уже начнет себя проявлять ко второй половине – концу мая. Таким образом, именно этот период мая может стать показательным по количеству уничтожаемой российской техники и живой силы”.
Так оно и произошло, и показатели будут в дальнейшем расти. Российскому командованию нужно будет в ближайшие не месяцы, а недели и даже дни принимать решение – запускать ли конвейер всеобщей мобилизации и как именно, открыто или гибридно (скрыто). В любом случае очевидно, что нынешние рекордные показатели в уничтожении живой силы и механизированной компоненты РОВ не продержатся долго.